Чем больше у барана рога, тем короче его жизнь, пояснили ученые
Эволюционный успех баранов зависит от их рогов: чем они массивнее и длиннее, тем выше вероятность, что баран победит соперников во время гона, и тем больше у него шансов оставить потомство. Но эволюция сыграла с этими животными злую шутку: тот же ген, от которого зависит длина рогов, влияет ещё и на продолжительность жизни, причём чем длиннее рога, тем меньший срок отпущен природой барану.
Исследование Сьюзан Джонстон и её коллег из Шеффилдского и Эдинбургского университетов (оба — Великобритания) началось с размышлений о том, почему у многих баранов рога короткие, иногда даже очень короткие. По идее, половой отбор должен был бы полностью вычистить у баранов варианты гена, которые не давали бы им никакого преимущества в схватках с другими самцами. Между тем короткие рога появляются у животных с завидным постоянством.
Два года назад группа г-жи Джонстон опубликовала статью с описанием гена RXFP2, от которого зависит длина рогов у овец: один вариант этого гена «делал» длинные рога, другой — короткие. В новой работе, опубликованной в Nature, исследователи сообщают, что от этого гена в действительности зависят три признака: величина рогов, репродуктивный успех (связанный, разумеется, с величиной рогов) и продолжительность жизни самцов.
Если у барана было сразу две копии «длинного» варианта гена, доставшиеся ему от обоих родителей, то рога у него были особенно велики, и он производил на свет ежегодно в среднем в два раза больше ягнят. Однако там, где условия жизни были суровы, преимущество получали короткорогие самцы: их шанс выжить в суровую зиму достигал 75% — против 61% у длиннорогих самцов.
То есть один и тот же ген играл по разным правилам: одним баранам он давал эволюционный шанс за счёт длинных рогов, другим — за счёт большей выживаемости. (Напомним, что речь идёт об одном и том же гене, но о разных его вариантах.)
Лучше всего при этом чувствовали себя те самцы, у которых была одна копия «длинного» варианта и одна копия «короткого», то есть животные, получившие от родителей хромосомы с разными аллелями. У таких самцов и рога были длинные, и жили они сравнительно долго, но при этом чемпионами ни в том ни в другом не были — просто потому, что такое чемпионство себя не оправдывало.
Иначе говоря, в данном случае ген бараньей «мужественности» склонялся к среднему значению: размер (рогов) решал, но не так, как это можно было бы предположить.
Исследователи полагают, что точно так же могут обстоять дела и с некоторыми генами у других видов, и в ближайшее время они собираются поискать такие же закономерности у мышей и человека.
Было бы, конечно, любопытно узнать, какой из признаков, определяющих мужественность у мужчин, тяготеет в эволюции, так сказать, к среднему значению...