Наследие сергея сергеевича брюхоненко
Сергей Сергеевич Брюхоненко
С 1920-х годов по 1950-е советский учёный Сергей Сергеевич Брюхоненко часами просиживал в своей лаборатории. На родине он был известным авторитетным исследователем за его научную работу в области переливания крови. Не удовлетворившись своими прошлыми достижениями, Брюхоненко хотел добиться немыслимого. Он в своих жутких исследованиях изучал возможность поддержания жизни искусственными средствами. Его лаборатория была местом проведения всяких странных экспериментов. Его сотрудники быстро привыкли к виду безголовых тел и высушенных трупов животных. Несмотря на мрачность необычных экспериментов, его открытия внесли вклад в современную медицину.
Брюхоненко хотел создать первую в мире искусственную машину сердце-легкие. В двух словах это устройство, которое бы обеспечило бы тело пациента обогащенной кислородом кровью во время операции на сердце. К 1925 году учёный обнародовал первую модель, представляющую из себя резервуар и пару трубок для переливания крови, довольно примитивную по сегодняшним меркам.
Не довольствуясь своим первым успехом, Брюхоненко приступил к работе над новым проектом, ещё более необычным. Он начал экспериментировать на собаках. В революционном стиле, эксперименты Брюхоненко были сосредоточены на освобождение органов и придатков собак от оков привилегированных буржуазных тел. Ему удалось поддерживать работу сердца и функции легких. Он смог сохранить отрезанную голову животного в сознательном состоянии и даже «воскресить» собаку. Невероятно, но факт, результаты этих опытов подтверждают десятки очевидцев.
Все эти достижения можно увидеть в документальном фильме 1940 года «Эксперименты по оживлению организма». Фильм полон кадров с суровыми медсёстрами и собаками на различных этапах смерти. Самая удивительная и тревожная часть жуткого видео – знаменитая презентация собачьей головы. В этих кадрах техники положили только что отрезанную голову на столик и подключили её к с системе из насосов, трубок и резервуаров с кровью. В качестве доказательства успешности эксперимента, голову подвергали всевозможным раздражителям, чтобы показать, что голова функционирует с помощью искусственного аппарата. Зрачки собачьей головы реагировали при воздействие светом, её рот поглощал конфету и облизывал обрызганный лимонным соком нос. Глаза слезились при вводе раздражителя. Голова даже реагировала на звук удара молотка.
Брюхоненко заканчивает свой фильм воскрешением собаки из мёртвых, как будто отрубленной головы было недостаточно. В ходе этого процесса, с живой собаки сливают всё кровь, через 10 минут техник подключает животное к аппарату и закачивает кровь обратно. Через некоторое время сердце снова начинает работать. Закадровый голос утверждает, что оживлённая собака продолжала жить после операции. К сожалению всё не так просто как кажется.
У фильма «Эксперименты по оживлению организма» много скептиков. Многие утверждают, что фильм – в лучшем случае преувеличенная советская пропаганда или просто подделка. При просмотре самого фильма становится ясно, что доказать невозможно всё что показано на экране, из-за того, что кадры постоянно меняются, а сам фильм снят с одного угла. Сам по себе фильм не сможет удовлетворить скептика.
После углублённого исследования результатов опытов, становится очевидным, что отрезанная голова выжила всего несколько минут на искусственном кровообращении в отличии от предполагаемых часов, утверждаемых рассказчиком. У «воскрешенных» собак был повреждён мозг и обычно жили они не более нескольких дней, а не «счастливые долгие годы» как утверждалось в фильме. С другой стороны, благодаря исследованиям Брюхоненко медицина достигла успехов в области искусственного жизнеобеспечения и пересадки органов. Его опыты были в целом успешными, но, видимо, не настолько, чтобы об этом услышал весь мир. За вклад в советскую медицину Брюхоненко был удостоен Ленинской премии.
Собака Демихова в латышском музее
К несчастью, для лучшего друга человека, в Советском Союзе не закончились эксперименты над собаками. После исследований Брюхоненко, Владимир Демихов решил, что экспериментов над одной головой собаки было недостаточно. Демихов был уже известным учёным за его прежние работы по пересадки собачьих органов. Его исследования доказывали, что пересадка органов человека возможна. Поэтому в 1954 году он обнародовал первую в мире двухголовую собаку. Двухголовая собака представляла из себя пришитую голову щенка к спине взрослой собаки большой породы. В отличии от фильма «Эксперименты по оживлению организма», кадры с фильмом о двухголовых собаках снимались в общественных местах с продолжительными эпизодами. Благодаря этому фильму, опыты Демихова выглядят более достоверными.
На другой стороне океана, в США, также проводились опыты по пересадке частей тела. Современник Брюхоненко по имени Роберт Корниш провёл собственное исследование и прославился в области воскрешения мёртвых собак. Несмотря на пару неудачных экспериментов, ему в конце концов удалось оживить удушенных собак. Корниш, в шутку, назвал каждую из своих собак «Лазарь», в честь библейского Лазаря из Вифании. У Лазарей был повреждён мозг и вдобавок они ослепли. Они прожили несколько месяцев, неуклюже передвигаясь по комнатам, пугая при этом обычных собак. Коллеги не считали Корниша героем, в отличии от Брюхоненко. Его даже уволили из Калифорнийского университета Беркли, вероятно из-за средств массовой информации неблагоприятно освещавших его работу по зомбированию собак.
В 1970 году Уайт успешно трансплантировал голову обезьяны на тело другой обезьяны.
В 1960-х годах Роберт Дж. Уайт из Кливленда, штат Огайо добился мировой известности благодаря его исследованию по успешной трансплантации органов и частей тела. В 1960 году он создал собаку с двумя мозгами. В отличии от сердца или почек, мозг можно пересадить с небольшой вероятностью того, что организм его отвергнет. В 1970 году Уайт успешно трансплантировал голову обезьяны на тело другой обезьяны. Из-за того, что учёным не удалось соединить нервные окончания животного, тело обезьяны оказалось парализованным. Неудивительно, что сразу после пробуждения, злая обезьяна попыталась укусить учёного. Вскоре стало ясно, что обезьяна сохранила полный контроль над всем, что выше шеи: она могла мигать, есть и управлять мускулами лица. В отличие от тела, голова её функционировала как и до операции.
Трудно себе представить, что эти эксперименты проводились в двадцатом веке. С появлением групп по защите животных и растущей обеспокоенности по поводу бедственного положения подопытных млекопитающих, подобные этически неоднозначные эксперименты остались в прошлом. Тем не менее, исследования этих «чудаковатых» учёных принесли огромную пользу науке. Устройство Брюхоненко проложило путь для современных аппаратов по искусственному поддержанию жизни человека, а эксперименты Уайта в области пересадки органов помогли нам лучше понять физиологические способности организма к адаптации. Медицинские операции, к которым мы относимся сегодня с такой лёгкостью, успешно проводятся благодаря подобным исследованиям медицинских новаторов. Операция по пересадке сердца и аппараты по поддержанию жизни – можно считать достижением таких учёных как Брюхоненко. Интересно, какой ещё прорыв в медицине маячит у нас на горизонте и стоит ли он таких жертв&hellip- .