GuruAnimale.com

Действительно ли гиены являются падальщиками?

Пожалуй, каждый телепутешественник не раз видел такую картину: величественный вид африканской саванны и бродящие по ней не менее величественные животные. 

Стройный высокий жираф спокойно пощипывает ветви акаций раскинувшиеся по просторам саванны, могучий слон обливает себя водой спасаясь от невыносимой африканской жары, а большой и мощный лев сладко спит в тени. И только не слишком симпатичные гиены нарушают эту идиллическую картину: стая этих животных разрывает на части чьи-то бренные останки. Кому-то такая картина покажется не слишком симпатичной, а слабонервным — и вовсе ужасной.

В современном мире понятие «имидж» является одним из важнейших, и практически все, что, так или иначе связано с обменом информации между людьми, тем или иным образом должно подчиняться этому понятию.

С имиджем гиены определенно что-то не так.
С имиджем гиены определенно что-то не так.

Дошло до того, что имидж стал полностью вытеснять представления о личности, что приводит к массе проблем, рассмотрение которых выходит за рамки данной статьи.

Однако имидж не ограничился миром людей. Это понятие пробралось и к животным, вернее, в мир наших о них представлений. И, как и в мире людей, имидж-маска стал вытеснять реальный образ, создавая порой в корне неверные представления о том, или ином животном. В результате теперь у некоторых животных, и в частности у гиен, имидж оказался настолько запятнанным, что их образ — представителей важнейшей части местной экосистемы, оказался настолько же дурным, как и у ассенизаторов, если не хуже.

Дошло до того, что значительная масса людей стала считать, что гиены вообще не охотятся, и они просто сутки напролет ищут какую-нибудь легкую добычу – падаль.

Гиены умеют охотиться, поэтому падаль не является основным их рационом.
Гиены умеют охотиться, поэтому падаль не является основным их рационом.

Более того, считается, что эти животные, не найдя падали, скорее отберут добычу у настоящих трудяг-хищников: леопардов, гепардов и даже львов, используя для этого свое численное превосходство.




Одним словом, гиену стали воспринимать как падальщика и нахлебника. Да и внешний вид у гиен соответствует этому описанию.

Грязного цвета шерсть, могучие челюсти, позволяющие раскусывать брошенные жилы и кости словно труху, а передние лапы и вовсе длиннее задних, из-за чего гиена просто не может угнаться за более резвой добычей. И дополняют эту картину похожие на смех безумца истошные крики, которые издают эти «презренные падальщики».

Внешний вид и поведение пятнистых амазонок способствовали их прозвищу
Внешний вид и поведение пятнистых амазонок способствовали их прозвищу «презренные падальщики».

Если кто-то вполне доволен такими представлениями о гиене, и считает, что этот образ отражает действительность и другой правды быть уже не может, то далее он может не читать, чтобы не испытать разочарования. А вот всем остальным будет интересно, что гиены, скажем так, не совсем похожи на нарисованный выше образ, столь прочно укоренившийся в массовом сознании.

Да, гиены и в самом деле время от времени не брезгуют падалью. Однако падаль является естественной частью рациона любого хищника, будь то лев или гепард, которых она не раз спасала в трудной жизненной ситуации. Медведь так и вовсе обожает мясо с душком и даже свежую добычу любит немножко «помариновать» на солнышке, ожидая, когда она приобретет столь желанный запах несвежего мяса.

Так что даже те самые трудолюбивые хищники, у которых гиена норовит отобрать добычу, вовсе не чуждаются падали, хотя назвать их падальщиками вряд ли кто-то рискнет.

Будучи непревзойденными охотниками, гиены незаслуженно носят прозвище падальщиков.
Будучи непревзойденными охотниками, гиены незаслуженно носят прозвище падальщиков.

И как показывают наблюдения зоологов, гиены точно такие же хищники, как и леопарды или львы. Согласно этим наблюдениям, примерно девяносто процентов своей пищи, гиены добывают с помощью охоты.

И это не грызуны и не мелкая живность, а в основном крупные копытные, такие как различные антилопы и зебры. То, что эти животные несравнимо быстрее гиены, последние компенсируют тем, что ведут стайную охоту, в организации которого гиены демонстрируют почти сверхъестественную организованность и взаимосвязь.

Кстати, насчет нахлебничества. Во-первых, закон джунглей пока что еще никто не отменил. В естественной среде обитания, сильный забирает у слабого кусок всякий раз, как только подвернется такая возможность. Если бы он этого не делал, в мире животных скоро расплодилось бы невероятное количество слабых особей, которые как раз и стали бы нахлебничать, пользуясь благородством сильных, которые, в конце концов, вымерли бы.

Законы суровых Джунглей и пустынь вынуждают гиен питаться тем, что под руку попадется.
Законы суровых Джунглей и пустынь вынуждают гиен питаться тем, что под руку попадется.

Благодаря же суровому закону джунглей, сильные не оставляют слабым шансов на выживание и последние значительно реже оставляют потомство, благодаря чему мы и можем сегодня любоваться силой и красотой представителей животного мира. И этого правила придерживаются и гиены тоже.

Однако, вместе с тем, нередко в роли «слабого» приходится выступать и им самим. А в роли сильного обидчика выступает как это ни странно «царь зверей» – лев, который зачастую ленится охотиться, если видит, что поблизости гиены добыли пищу. Вот он и идет «собирать с подданных налоги», отбирая у гиен все еще теплую тушу добытого животного и оставляя им лишь объедки. Хотя надо сказать, такое поведение льва, как уже говорилось выше, в итоге идет гиенам только на пользу, будучи частью того самого естественного отбора.

Гиены могут добывать питание самостоятельно или дожидаться, когда кто-то из больших хищников оставит им часть своей добычи.
Гиены могут добывать питание самостоятельно или дожидаться, когда кто-то из больших хищников оставит им часть своей добычи.

Так что, когда на телеэкране можно будет увидеть картину, где гиены ходят вокруг да около льва, дожидаясь, когда же он, наконец, окончит свою трапезу, то, скорее всего это говорит о том, что гиены просто дожидаются, когда же им достанется хоть что-то из их добычи. Не исключено, что именно это и породило представление о гиенах, как о нахлебниках, падальщиках и прихлебателях.

Однако не стоит считать, что гиены являются лишь невинными «страдальцами». Бывают и обратные ситуации, когда крупна стая гиен обирает добычу у тех же львов, пользуясь своим численным превосходством. На крупный львиный прайд они нападать вряд ли рискнут, но отогнать одного льва от охраняемой им добычи, и утянуть таковую в сторонку, где она будет почти мгновенно растерзана, им вполне по силам. Так что, закон равновесия – он и в Африке закон равновесия.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Действительно ли гиены являются падальщиками?