Самкам гренландского тюленя скоро будет негде рожать
Самки гренландского тюленя (Pagophilus groenlandicus) выбирают для родов самый толстый и старый лёд. Увы, в теплеющей Арктике таких участков становится всё меньше.
Прощай, мама. (Фото David White / IFAW.)
Устойчивый морской лёд начинает образовываться в конце января, когда полумокрые кусочки смерзаются в крупные лепёшки, которые постепенно утолщаются, растут и из серых становятся белыми. Перемена цвета и позволяет животным найти искомое. Детёныши рождаются в конце февраля и начале марта.
Всего через двенадцать дней мать оставляет чадо на произвол судьбы: мол, всем необходимым я тебя уже обеспечила, хищники не доберутся, еда рядом. Большое количество жира позволяет молодняку безболезненно поститься в течение нескольких недель, после чего детёныш начинает понемногу охотиться, неизменно возвращаясь «домой».
Но к началу апреля лёд трескается. Если к тому времени молодой тюлень не успевает стать хорошим пловцом и не перестаёт зависеть от своей льдины, его ждёт печальный конец. Либо его смоет, и он утонет, либо его просто раздавит ледяное поле, пришедшее в движение. Нет нужды говорить, что мать обязана родить дитя в довольно-таки короткое «окно».
Канадские учёные решили выяснить, может ли изменение климата повлиять на гренландских тюленей. Специалисты подняли архивные документы, чтобы выяснить, начиная с 1977 года, в каких местах залива Святого Лаврентия проходили роды. Эти данные были наложены на сведения о толщине и площади льда.
Вот так и удалось выяснить, что самки умеют выбирать самый толстый покров: однолетний лёд залива Святого Лаврентия достигает 30–120 см толщины. Оказалось также, что с годами всё больше самок вынуждены производить детёнышей на более тонком и более сером льду 15–30 см толщиной. В последнее десятилетие площадь «плохого» льда была больше, чем в среднем в предыдущие 30 лет.