Пяденица берёзовая и индустриальный меланизм
Если приглядеться, на картинке можно заметить двух бабочек. Очевидно, что светлая окраска берёзовой пяденицы защищает бабочек от птиц на стволах деревьев. Так оно и было до середины XIX века, но откуда же взялись черные особи? Их стали находить с конца позапрошлого века возле крупных городов, а потом и повсеместно в Англии и США.Как раз в это время в этих странах бурно развивалась промышленность и стволы деревьев вокруг промышленных конгломератов стали черны от копоти. Спустя некоторое время черным бабочкам стало комфортно жить практически на всей территории этих стран. Их популяция быстро росла, в то время как светлые почти исчезли. Все это продолжалось до 70–х годов XX века, вплоть до принятия законов о контроле за загрязнением окружающей среды. С тех пор черных пядениц становится все меньше и количество светлых снова растет. Как зримый пример и эволюции, и заботы об окружающей среде, индустриальный меланизм вошел в учебники биологии, но причины его были неясны.
И вот в свежем Science опубликована статья, объясняющая появление и быстрое распространение черных бабочек. Оказывается, все решила одна мутация, возникшая у какой–то особи и удачно совпавшая с изменением окружающей среды, закрепившись в популяции. Прекрасный пример приспособляемости вида и действующего естественного отбора.
Для биологов остается еще один очень интересный и важный вопрос — а различаются ли причины черной окраски у популяций Англии и Северной Америки? Ведь если мутации разные, это показывает еще и многообразие природных механизмов выживания вида. Что дает определенную надежду и человечеству, несущему тяжелый груз отягощенной наследственности.
Поделиться в соцсетях:
Похожие