В найроби собирают лекарства и сено для антилоп
Кения знаменита своими национальными парками и ландшафтами классической африканской саванны.
Также знаменита она своими животными, в числе которых находятся и антилопы гну. Поскольку эти животные проживают не только на территории заповедников и национальных парков, то нередко между ними и местными жителями возникают, так сказать, территориальные конфликты.
Земледельцы и скотоводы занимают места, которые традиционно были местами пастбищ антилоп гну.
Эти крупные парнокопытные, относящиеся к семейству полорогих, подразделяются на два вида – голубых и черных гну.
Их рост в холке достигает 120 -140 сантиметров, а весят они от полутора до двух с половиной центнеров. Продолжительность жизни этих животных составляет двадцать и более лет.
Каждый сезон гну совершают миграции, переходя с одного пастбища на другое в поисках свежей травы. Как правило, это случается в мае и ноябре. Например, весной из равнин мигрирует около полутора миллионов гну в направлении лесов, а осенью они возвращаются обратно.
Следует отметить, что гну не только имеют ценность сами по себе, но и выполняют важную роль в экологическом балансе кенийских равнин, поскольку их экскременты являются одним из основных естественных удобрений для почв. Для местных охотников они являются также источником пищи.
Правда есть у них и недобрая слава: во время своего бегства они нередко причиняют фермерам и просто попавшимся им на пути людям и животным заметный ущерб. Как правило, гну бегут группами численностью около пятиста особей, развивая при этом скорость в 55 километров в час. Продолжается такой бег около получаса и горе тому, кто встретится им на пути.
Однако этой весной ситуация изменилась. Места куда традиционно мигрирует заметная часть кенийской популяции гну, оказались заняты местными фермерами. Разумеется, фермеры не были намерены отдавать землю ее исконным хозяевам, и в результате начался несанкционированный отстрел.
К счастью власти вовремя отреагировали и постарались разобраться в сложившейся ситуации.
Как рассказал в интервью один из сотрудников Национальной ассоциации экологического контроля, Оуэн Хэтфилд в своем интервью журналистам: «Это было ужасное зрелище. Десятки убитых гну валялись просто на солнце, а над их телами кружили огромные стаи падальщиков. Местные жители не могли сохранить такое количество мяса и просто бросали его разлагаться там, где были убиты животные. Некоторые из них были мертвы, но еще больше было ранено. Фермеры не хотели тратить патроны на добивание умирающих животных. Можно было увидеть картину, как гриф выклевывает глаза еще живому животному. Мы хотели объяснить фермерам, что не следовало сразу переходить к отстрелу, но успеха добиться не удалось. По-прежнему, то тут, то там раздавались выстрелы».
Однако, в конце концов представителям власти все же удалось убедить фермеров прекратить отстрел. Убитых и смертельно раненных животных транспортировали в соответствующие места, где их тела будут переработаны для дальнейшего использования в качестве мясокостной муки, которой подкармливают животных.
Тех же кто имеет шанс на выживание перевезли в специально отведенную для этого зону для лечения и реабилитации. Подобные действия задействовали большое количество волонтеров. Следует отметить, что защитники животных уже сталкивались с подобными ситуациями, однако еще ни разу их действия не достигали подобного размаха.
– В тот ужасный день было вывезено по приблизительным подсчетам около четырех тысяч убитых и смертельно раненых животных. На реабилитацию было отправлено около трехсот – продолжает рассказывать уже цитировавшийся Оуэн Хэтфилд.
Новая проблема возникла, когда оказалось, что для такого количества животных у зоозащитников просто недостаточно лекарств и пищи. Попытка обратиться к властям и благотворительным организациям особого успеха не принесла, и тогда было принято решение обратиться за помощью к населению. Эффект превзошел все ожидания. Люди стали сами приносить или присылать по почте необходимые лекарства, деньги и даже сено. Например, один из фермеров, живущих в другой части Кении привез несколько фургонов сена. Фермер убежден, что между дикими животными и человеком, при разумном подходе со стороны последнего, может быть мир, поэтому он с радостью откликнулся на призыв зоозащитников.
Надо сказать, что и сам он уже не раз сталкивался с дикими животными и даже был вынужден стрелять в них, однако при любой возможности он стремился пользоваться не обычными патронами, а капсулами со снотворным. Благодаря этому многие животные, как следует отоспавшись, были возвращены в естественную среду обитания.
– Я убежден – говорит фермер, – что фермеры должны совершенствовать свои методы ведения хозяйства, а не просто захватывать новые земли, которые вскоре будут истощены и, возможно брошены без особого результата. Современные технологии и достижения науки позволяют даже из очень небольших участков извлекать огромную пользу, поэтому выход следует искать именно в этом направлении, а не в хищнических методах хозяйствования, который должны были остаться еще в 19-ом веке. Кроме того, именно прогрессивные сельскохозяйственные и животноводческие технологии позволяют достичь баланса между цивилизацией и миром дикой природы.
Надеемся, что эти слова будут услышаны, а до тех пор в Найроби и других городах и прочих населенных пунктах продолжают собирать лекарства, деньги и, конечно же, сено.