Самцы каракатиц переодеваются в женское, чтобы отвлечь конкурентов от самки
Самец каракатицы, ухаживая за самкой и заметив конкурента, наполовину переодевается в женский наряд, дабы соперник отвлёкся на псевдосамку и не мешал соблазнять настоящую даму.
Самка каракатицы (слева) и наполовину переодетый в самку самец (фото авторов исследования).
Каракатицы известны своей способностью сливаться с местностью. Специализированные пигментные клетки хроматофоры меняют своё положение, то приближаясь к поверхности кожи, то погружаясь вглубь, и такая игра позволяет каракатице рисовать на себе великое множество узоров. Даже разные половины тела могут выглядеть по-разному. Всё это учёные неоднократно наблюдали. Но вот чего до сих пор никто не видел — это чтобы каракатица имитировала одновременно окраску и самца, и самки.
Зоологи из Университета Маккуори (Австралия) изучали брачное поведение каракатиц Sepia plangon, заключённых в аквариум. Учёных интересовало, как самец будет реагировать на присутствие рядом конкурента. Самцы каракатиц носят тигровую окраску, с полосами, спускающимися со спины к животу, самки — мраморную, с чередованием бурых и светлых пятен. Оказалось, что в присутствии соперника кавалер около 40% времени носит двойной наряд. На том боку, который обращён к другому самцу, он изображает мраморную женскую окраску, а сторона, обращённая к самке, окрашена по-мужски. Такое «двуличие» самцы проявляли только тогда, когда находились в компании самки и другого самца. В исключительно мужском аквариумном коллективе, или если рядом были две самки, никаких обоеполых нарядов у местных парней не замечалось.
В статье, опубликованной в журнале Biology Letters, зоологи объясняют это тем, что самцу нужно одновременно обольстить самку и отвлечь внимание конкурента. Перед самкой он предстаёт обычным кавалером, а конкурента пытается ввести в заблуждение женским нарядом. Пока тот тратит время на псевдосамку, наполовину переодетый самец успеет уговорить настоящую пассию.
Каракатицы считаются интеллектуальной элитой моря, превосходя относительным размером мозга прочих подводных обитателей, так что подобных трюков у них в запасе может быть великое множество. Впрочем, эти наблюдения всё равно нужно будет подтвердить на вольных каракатицах, чтобы убедиться, что в жизни у них всё происходит так же, как в эксперименте.