Cамцы шалашника искусные `иллюзионисты`
Австралийские птицы-шалашники замечательны брачным ритуалом. Когда приходит пора размножения, самец строит из прутьев и палочек то-то вроде небольшого туннеля длиной чуть более полуметра, один конец которого выходит на этакую «эстраду» — площадку, украшенную камнями, ракушками, цветами. Здесь самец демонстрирует себя и свои, так сказать, «эстетические склонности», и если самке всё сооружение понравилось, то кавалер может рассчитывать на спаривание.
Брачный ритуал шалашников: самка внутри конструкции из прутьев и самец на площадке перед ней (фото Patricia Fogden).
Не так давно исследователи из Университета Дикина (Австралия) обнаружили, что самцы-шалашники используют при постройке шалаша оптическую иллюзию. Ближе к тому месту, где должна стоять самка, они кладут более мелкие предметы, а более крупным находится место подальше, там, где должен стоять сам самец. Проще говоря, шалашники уничтожают перспективу, стараясь, чтобы дальние и ближние предметы выглядели одинаково. От того, насколько самцу удалось победить перспективу, зависит и его брачный успех: самки предпочитают наиболее искусных «иллюзионистов».
В новой статье, опубликованной в журнале PNAS, та же группа исследователей сообщает о странной приверженности самцов к своим постройкам, даже если они с точки зрения самок оказываются явно неудачными. Учёные следили за несколькими десятками шалашников в течение двух сезонов размножения. Как и ожидалось, некоторые были более искусными «иллюзионистами» и имели больший успех у самок.
Но когда исследователи попытались улучшить конструкцию шалаша, самцы не оценили стараний зоологов и за три дня вернули всё к прежнему (неудачному) виду. Причём зоологи не добавляли ничего нового, лишь перекладывали уже имеющиеся предметы так, чтобы нарушение перспективы выглядело более убедительным. Складывалось впечатление, что у самца в голове есть какой-то план всей постройки, ради которого он, как настоящий творец, готов пожертвовать даже личной жизнью.
Если же не выдвигать сомнительных гипотез об эстетических пристрастиях шалашников, то объяснение может быть таким. По-видимому, глаза и мозг самцов по-разному настроены на восприятие перспективы, и потому разные индивидуумы её и нарушают по-своему. Авторы не слишком удачных домиков, скорее всего, видят их верхом совершенства, и не понимают, почему самки их игнорируют.