Филиппинская гарпия, или филиппинский обезьяноед (лат. Pithecophaga jefferyi)
Расправляя мощные двухметровые крылья, филиппинский орел (лат. Pithecophaga jefferyi) величественно парит над лесами родного архипелага. Настоящий хозяин леса, он властно окидывает взглядом тропики в поисках добычи. Бесспорно, роль всех живых существ планеты одинаково важна. Но если этот орел исчезнет с лица Земли, мир лишится совершенно особенной птицы.
В процессе эволюции у этого орла не было конкурентов среди хищников. На Филиппинском архипелаге, единственном его ареале, ему не приходилось соперничать из-за добычи с такими крупными животными, как тигр, гепард, леопард, медведь или волк. И потому эта птица всегда себя чувствовала вольготно в джунглях. Что и определило ее нынешние внушительные размеры – около метра в длину при весе, достигающем шести килограммов.
Однако именно эволюционная приспособленность сыграла с филиппинским орлом злую шутку. Сейчас этот вид птиц – один из самых уязвимых на планете. Каждой гнездующейся паре орлов необходима довольно большая территория – несколько десятков квадратных километров.
Только тогда они могут добывать достаточно пищи, чтобы прокормить и себя, и одного птенца. У каждой пары орлята появляются на свет раз в два года.
«Лес создал этих птиц, и он же стал для них угрозой, – говорит Гектор Миранда, филиппинский биолог, изучающий орлов. – Исчезающая тропическая растительность продолжает загонять их в эволюционный тупик».
На сегодняшний день темпы сокращения лесов на Филиппинах – одни из самых быстрых в мире. Более девяноста процентов джунглей архипелага было вырублено. И в результате популяция орлов сократилась до нескольких сотен особей, способных оставлять потомство.
Впрочем, озабоченность экологическими проблемами растет на Филиппинах с каждым днем. За последнее десятилетие на архипелаге произошло несколько разрушительных наводнений и грязевых оползней, и филиппинцы стали понимать: исчезновение лесов приносит вред не только дикой природе, но и людям.
Не так давно на архипелаге были созданы новые природоохранные зоны. Одна из них – лес Кабуайа на острове Минданао. Это орлиный заповедник площадью семь тысяч гектаров. Кроме того, на Минданао организован Фонд охраны филиппинского орла. Он проводит разъяснительную работу среди местных жителей. Сейчас филиппинцы могут любоваться только орлами, живущими в неволе. Цель программы фонда – возродить популяцию, вернув птиц в естественную среду обитания, восстановленную на островах архипелага.
Первому птенцу, появившемуся на свет благодаря этой программе, при рождении дали имя Паг-аса, что на тагалоге – официальном языке Филиппин – значит «надежда». В 2007 году орлу исполнилось шестнадцать лет. В течение этого времени удалось вырастить еще двадцать птиц. Некоторых из них когда-то вытащили из капканов или подобрали ранеными. В 1995 году филиппинский орел стал национальным символом страны. Убийство этой исчезающей птицы карается законами Филиппин двенадцатью годами тюремного заключения и большим штрафом.
Филиппинский орёл предпочитает охотится на шерстокрылов и малайских пальмовых цивет, но иногда питается также мелкими млекопитающими (пальмовые белки и летучие мыши), птицами (совы и птицы-носороги), пресмыкающимися (змеи и вараны) и даже другими хищными птицами. Иногда орлы парами охотятся на обезьян. Одна птица садится на ветке рядом со стаей обезьян, отвлекая их и позволяя другой в это время незамеченной подлететь и схватить добычу.
Филиппинская гарпия, или филиппинский орёл, или гарпия-обезьяноед, или филиппинский обезьяноед (лат. Pithecophaga jefferyi)
Филиппинские обезьяноеды живут моногамно и остаются всю жизнь со своим партнёром. Самки строят гнёзда на высоте 30 м, предпочтительно на деревьях семейства диптерокарповых. Впервые такое гнездо было найдено лишь в 1963 году. В него откладывается по одному крупному яйцу, а вылупившийся птенец опекается родителями на протяжении 20 месяцев.
Продолжительность жизни филиппинской гарпии достигает 60 лет.
Филиппинский обезьяноед был открыт лишь в 1896 году британским исследователем Джоном Уайтхедом и была назван в честь его отца Джеффери Pithecophaga jefferyi. Первая часть научного названия в переводе с греческого означает «обезьяноед».
Его выделяют в отдельный род, который в зависимости от источника определяют то в подсемейство змееядов, то в подсемейство канюков. Учёные Мичиганского университета исследовали ДНК филиппинского обезьяноеда, выделенную из образцов его крови. Её сравнили с ДНК большой гарпии (Harpia harpyja), гвианской гарпии и новогвинейской гарпии. Все эти три вида родственны между собой, но они, как оказалось, не являются близкими родственниками филиппинского обезьяноеда. Схожесть в размерах, местообитаниях и поведении является следствием конвергентной эволюции. В данное время считается, что ближайшие родственники филиппинского обезьяноеда это более мелкие змееяды.
Относительно короткие крылья и длинный хвост позволяют легко маневрировать при полёте в густом лесу.
Научная классификация
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Класс: Птицы
Отряд: Соколообразные
Семейство: Ястребиные
Подсемейство: Змееяды
Род: Гарпии-обезьяноеды (Pithecophaga)
Вид: Филиппинская гарпия (лат. Pithecophaga jefferyi)