Острова изабелла и фернандина провинции галапагос
Пишет Сергей Доля: На второй день круиза мы посетили сразу два острова – Изабелла и Фернандина.
Мы встретили много всякой живности – морских львов, нелетающих бакланов, скатов, косаток, гигантских черепах, голуболапых олушей, крабов, однако самые многочисленные в этот раз были игуаны.
Ввиду большой разницы во времени с Москвой (9 часов), мы вскакивали рано утром задолго до завтрака. На второй день, поднявшись с рассветом, я заметил выпрыгивающего из воды ската. Пошел за камерой и успел сфотографировать самый последний прыжок.
Изабелла – самый большой остров архипелага, напоминающий по форме морского конька. Так же является одним из самых молодых и вулканически активных. Светлые ручейки со склонов – остатки лавы.
На подходе к острову нам повезло встретить косатку. Косатка поднималась на поверхность и тут же уходила под воду. Мы кружили на лодке, пытаясь предугадать где она появится, но мотор на лодке был слабый – как никак, она предназначена для перевозки людей, а не для погонь за косатками.
Порода острова неоднородная, черная часть состоит из лавы, светлая – из вулканического пепла. В этой бухте мы должны были встретить рыбу луну, но из-за косаток они все перепугались и попрятались.
Подойдя ближе к берегу, увидели морских игуан, которые издалека были похожи на водоросли. Галапагосы – единственное место на Земле, где водятся водные игуаны, обычно эти ящерицы обитают исключительно на суше.
Голубоногая олуша. В мире их примерно 40 тысяч, из которых половина живёт на Галапагосских островах. Остальные гнездится в Калифорнийском заливе, на западном побережье Мексики и островах вблизи от Эквадора и северного Перу.
Олуши летают над водой и высматривают рыб, при этом клюв всегда направлен вниз. Присмотрев добычу, они складывают крылья и стремительно пикируют в воду. Интересно, что птицы хватают рыб не во время погружения, а при всплытии.
Львы, игуаны и крабы – каждый живет своей жизнью.
А это – нелетающий баклан. Как можно понять из названия, птица неспособна летать – причиной тому служат чересчур короткие крылья. Баклан кормится мелкими осьминогами и рыбешкой, заплывая в воду прямо с берега.
Если пингвину крылья помогают плыть в воде, галапагосский баклан входит в воду рывками и работает лапами. Оперение у этой птицы водонепроницаемо лишь отчасти, поэтому после плавания он должен обсушиться на ветре.
Ближе к вечеру мы отправились на мыс Мыс Эспиноса острова Фернандина. Этот остров является одной из самых девственных экосистем в мире – тут нет ни одного чужеродного и занесенного извне вида.
В этот раз мы сошли на берег и появилась возможность рассмотреть игуан поближе.
Морская игуана не понравилась Дарвину. Он характеризовал ее как &ldquo-отвра­-тительное на вид существо, грязно-черного цвета, глупое и медлительное в своих движениях&rdquo-.
Вообще, Дарвин не особо церемонился с животными, пытаясь разобраться в их повадках. Вот выдержка из его книги &ldquo-Путешествие натуралиста вокруг света на корабле Бигль&rdquo-: &ldquo-Я несколько раз ловил эту же ящерицу, загоняя ее на мыс, и, хотя она умела с таким совершенством нырять и плавать, ничто не могло заставить ее войти в воду- сколько раз я ни бросал ее в лужу, она неизменно возвращалась описанным манером. Может быть, такое исключительно глупое, по видимости, поведение можно объяснить тем, что у этого пресмыкающегося нет никаких врагов на суше, тогда как в море оно, должно быть, часто оказывается добычей многочисленных акул. Поэтому, вероятно, побуждаемая прочным наследственным инстинктом выбраться на берег как на безопасное для нее место, ящерица при любых обстоятельствах ищет там убежища&rdquo-.
Игуана питается водорослями.
Очень непривычно, что животные абсолютно не боятся людей.
Игуаны могут ползать по деревьям.
Чуть поодаль мы нашли огромную стаю – со стороны казалось, что камни на побережье ожили.
С другой стороны – такая же картина.
Гиды призвали нас внимательно смотреть под ноги, чтобы не отдавить игуанам хвосты.
И вот опять бакланы. Посмотрите, какие у них изумрудные глаза.
Крылья действительно жалкие – на таких не улетишь.
Цапля.
Полосы на песке – следы от игуаньих хвостов.
Морские игуаны живут стаями, главой &ldquo-семьи&rdquo- считается самый крупный и взрослый самец. Молодые иногда пробуют на крепость вожака, однако в случае неудачи подобные поползновения караются изгнанием. Вопреки первому впечатлению Дарвина, морская игуана тварь социальная, высокоорганизованная и соблюдающая иерархический порядок.
Темный окрас позволяет быстрее впитывать солнечные лучи и не тратить времени на прогрев тела после &ldquo-купания&rdquo-. Ночью морские игуаны собираются тесной группой и греются друг о друга.
Нам рассказали, что в случае голода игуаны не просто худеют, но и становятся короче. Если питание налаживается – ящерица вновь восстанавливает размер. Взрослые особи могут неоднократно укорачиваться и подрастать в течении жизни. Прямо гармошка какая-то.
Мы постоянно видели чихающих игуан, иногда они даже чихали &ldquo-хором&rdquo-. Оказывается таким образом игуаны выводят из своего организма излишки морской соли.
Морские львы постепенно превратились во что-то обыденное. Идешь по тропинке – тут один лежит, там другой.
Лавовый кактус – растение, которое произрастает на лавовой породе.
На закате мы вышли в небольшой заливчик с черепахами. Вместе с нами вечернее солнце провожала большая черепаха.