Половое поведение самцов дрозофил включается по запаху еды
Самцы плодовых мушек начинают ухаживать за самкой только тогда, когда почувствуют запах гниющих фруктов. Такое поведение позволяет обеспечить пищей будущее потомство: самкам не нужно искать кормовую базу для личинок.
Итог правильного полового поведения: личинки (белые, прозрачные) и куколки (коричневые) дрозофил посреди картофельного изобилия (фото Dr Jeremy Burgess).
Половые инстинкты животных (да и человека тоже) срабатывают в ответ на сигналы, связанные с потенциальным партнёром. Стоит только увидеть-услышать-унюхать особь противоположного пола, готовую к спариванию, как запускается ритуал ухаживания и обольщения. Впрочем, такое поведение может зависеть не только и не столько от присутствия полового партнёра: для самцов плодовой мушки, например, необходимым стимулом является запах гниющих фруктов.
Пытаясь привлечь внимание самки, самец дрозофилы исполняет с помощью крыла любовную песню, одновременно вальсируя рядом с дамой. Детали брачного ритуала известны учёным давно, но что именно запускает такое поведение, оставалось тайной. Как показали эксперименты исследователей из Университета Лозанны (Швейцария), проведённые совместно с бельгийскими и британскими коллегами, ключевую роль здесь играет обонятельный белок IR84a. Если ген этого белка выключали, самцы дрозофилы были не столь склонны к песенно-танцевальным упражнениям.
IR84a был обнаружен в нейронах, управляющих половым поведением мух. Этот белок реагирует на запах фенилуксусной кислоты и её альдегида. Самки дрозофил не пахнут ни тем, ни другим, зато оба вещества характерны для гниющих и разлагающихся растительных тканей, которыми питаются дрозофилы и их личинки. В том, что половое поведение запускается запахом еды, есть свой смысл. Личинки мух после появления из яиц проводят несколько дней, усиленно питаясь, и поэтому у мух есть резон размножаться там, где хватает пищи.
Свои результаты исследователи представили в журнале Nature.
Любопытно, что на половое поведение самок упомянутые запахи не оказывают ни малейшего влияния. Но это и не нужно: самкам так или иначе придётся пойти на поводу у самцов, исполняющих свои брачные танцы исключительно рядом с едой. Безусловно, такое поведение зависит не только от этих двух ароматов: самцы также воспринимают и феромоны самки, считывая информацию о её «настроении». Но запах гниющих фруктов, очевидно, служит пусковым механизмом.
Стоит также сказать, что фенилуксусная кислота обладает сладковатым медовым запахом, а то важный компонент в различных парфюмерных продуктах. Так что привлекательность того или иного парфюма для человека реализуется, возможно, с помощью тех же механизмов, что срабатывают в мозгу дрозофилы при запахе фруктовой каши. Получается, что и заезженная тема клубнично-сахарно-шоколадной эротики имеет вполне солидные эволюционные корни: размножаться лучше всего там, где потомство будет обеспечено куском хлеба. Ну или чашкой шоколада.