Шимпанзе бонобо рассказывают друг другу, где находится самая вкусная еда
Если при поиске пищи шимпанзе находит что-то очень вкусное, он тут же оповещает соплеменников особым, более высоким визгом.
Шимпанзе бонобо, известные своей эмоциональностью и любвеобильностью, продемонстрировали исследователям значительные «речевые» навыки. В статье, появившейся в сетевом журнале PLoS One, сообщается, что эти обезьяны способны рассказывать друг другу о том, где находится более вкусная еда.
Как и обыкновенные шимпанзе, бонобо, найдя «кусок хлеба», издают хрюкающие и чирикающие звуки. По ним ориентируются прочие члены группы. Но, как оказалось, бонобо могут менять характеристики «речи» в зависимости от того, насколько хороша обнаруженная еда. Впрочем, то, что бонобо различают разные вербальные сигналы, предполагалось давно, хотя чётких экспериментальных подтверждений этому не приводилось. Чтобы подтвердить гипотезу, исследователи-приматологи из Университета Сент-Эндрюс и зоопарка Твайкросс в Атерстоуне (Великобритания) раскладывали в вольерах яблоки и киви, после чего записывали на плёнку звуки, издаваемые бонобо при «встрече» с фруктами.
Киви карликовые шимпанзе любят намного больше яблок, и когда они натыкались на эту ягоду, то сопровождали находку более высоким и долгим «храпом» и повизгиванием, похожим на птичье чириканье. Если же «речь шла» о яблоках, голос обезьян был заметно ниже.
Учёные записали всё это и дали послушать контрольной группе животных. Выяснилось, что бонобо предпочитали идти на более высокие звуки, чем на низкие, рассчитывая, очевидно, найти там, откуда «их звали», что-нибудь особенное.
Исследователь Занна Клэй считает, что им с Клаусом Цубербюлером удалось подтвердить способность бонобо осмысленно воспринимать издаваемые сородичами звуки. Говорить, что бонобо обладают речью, было бы неверно: последовательность звуковых сигналов у них не обусловлена никаким синтаксисом и не образует язык. Но животные компенсируют отсутствие внятной речи высокоразвитым слухом, который позволяет им различать оттенки в их не слишком разнообразном бормотании. Можно сказать, что у бонобо нет своего языка, но они способны воспринимать собственное бормотание, визги и хрипы как язык.
В общем, если не собственно в разговорах, то по крайней мере в интерпретации услышанного бонобо вполне выдерживают сравнение с людьми.