Трудное детство не сказывается на агрессивности взрослых птиц
Птенцы олуш обычно делятся на старших («лидеров») и младших («лузеров»): первые бьют вторых и отнимают у них пищу. Но у взрослых птиц всякая память о детском стрессе проходит: прежние «лидеры» и «лузеры» не уступают друг другу в смелости и агрессивности.
Олуша с птенцами (фото авторов исследования). |
Олуши — морские птицы, знаменитые своей внешностью и странными брачными танцами. В период размножения они откладывают пару яиц, и птенцы выводятся из них с интервалом в четыре дня. После появления крох на свет старший тут же начинает непрестанно угнетать младшего, пока тот не становится абсолютно послушным и не проявляет полной покорности.
Как следствие, старший птенец становится больше, сильнее и ловчее, чем вечно угнетаемый младший — получающий меньше пищи и к концу первых трёх недель жизни уступающий брату по весу на 11%. Кроме того, у него сильно повышен уровень стрессовых гормонов: в первые 15–20 дней их количество на 109% превосходит показатели «лидера».
Считается, что такое детство не способствует развитию лидерских качеств у более слабых и угнетаемых детёнышей — не только у птиц, но и у всех позвоночных вообще. Соревновательные условия при взрослении впоследствии определяют поведение особи и поддерживают социальную иерархическую структуру в популяции. Грубо говоря, тот, кого в школе били все одноклассники, вырастет в затюканного и незаметного типа, не решающегося перечить ни собственному начальнику, ни продавщице в магазине. Так вот, по словам зоологов из Национального автономного университета Мексики, у олуш дела обстоят несколько по-другому. В своей статье, опубликованной в журнале Biology Letters, они пишут, что «трудное детство» никак не сказывается на агрессивности взрослых птиц.
Способность олуш к решительным действиям проверяли с помощью картонной модели врага, угрожающего гнезду. Когда приходит время производить и защищать собственное потомство, олуши с одинаковой смелостью атакуют потенциального хищника, независимо от того, были ли они в детстве «младшими» или «старшими». Ни недостаток еды, ни повышенный стресс в «молодые годы» не играли никакой роли у взрослых олуш (по крайней мере у 5- и 13-летних птиц).
По-видимому, заключают учёные, «самооценка победителя» или «самооценка лузера», вырабатываемые в детстве, не обязательно становятся у позвоночных категорическими правилами жизни. И впоследствии недоедание и стресс, сопровождающие низшую ступень детской иерархии, перестают иметь какое-либо значение в жизни взрослой особи. Во всяком случае у олуш.