Крыс научили вынюхивать взрывчатку
Голландская неправительственная организация APOPO приучила гигантских сумчатых крыс вынюхивать взрывчатку.
На войне любой вредитель может стать героем. (Фото APOPO.)
Первые обученные питомцы уже оказали неоценимую помощь сапёрам на минных полях Мозамбика.
Грызунов начинают тренировать в возрасте четырёх недель. Сначала их избавляют от страха перед людьми, а затем в соответствии с заветами Ивана Петровича Павлова у них просто вырабатывают уловный рефлекс: щелчок обезвреженного взрывателя означает награду в виде кусочка банана. Только после этого крыс учат отличать запах тротила от всех прочих — всё тем же способом: если запах определён правильно, раздаётся щелчок, и животное получает лакомство. На минное поле четвероногого сапёра выпускают девять месяцев спустя.
Видео: Что будет если засунуть мыло в микроволновку
«Работа не из лёгких, — признаётся инструктор Абдулла Мчомву (обучение происходит в Танзании). — Приходится запасаться терпением. Чтобы не раздражаться, всё время напоминаю себе, что это всего лишь животные. Но эта работа в конечном итоге спасает людям жизнь».
Двум сапёрам требуется целый день на то, чтобы очистить 200 кв. м минного поля- с помощью крыс они справляются с этим за два часа. В Мозамбике крысы «обезвредили» уже почти 2 млн кв. км. «У крыс всегда был плохой пиар, — говорит основатель APOPO Барт Ветьенс. — Чаще всего в них видят только разносчиков заразы и вредителей. Мы стараемся донести до людей, что крысы — чрезвычайно коммуникабельные, умные и милые существа». Кроме того, по его словам, обучить сумчатую крысу намного легче, чем собаку.
В рекламных целях APOPO запустила программу Adopt-a-Rat, в рамках которой все желающие могут перечислить деньги на содержание и тренировку крыс-специалистов. Взамен инвесторы получат сертификат о том, что грызун отныне принадлежит им, а затем по электронной почте им будут высылаться сведения о карьерных успехах подопечного.
В дальнейшем предприимчивые голландцы планируют научить сумчатых крыс вынюхивать наркотики и людей, выживших после катастроф.