Тайная жизнь растений
Существует большое количество исследований, способных разнести на части наши современные парадигмы. Обнаружено сознание там, где мы не ожидали, и связи между формами жизни, кажущиеся потрясающими и невозможными.
Клив Бакстер начал эксперисвоименты с растением Драцена. Фото предоставлено Cleve Backster (Кливом Бакстером)
Представьте себя, входящим в лабораторию с другом, и экспериментатор просит вас просто начать беседу. После некоторого времени экспериментатор останавливает вас и показывает вам запись беседы. На аудио записана беседа, но на видео есть линия, подобная линии на сейсмографе. Она является свидетельством электрической деятельности растения, стоящего в углу комнаты.
К своему изумлению вы увидите, что при каждом эмоциональном моменте разговора растение проявляло соответствующую реакцию, например, удивление, недовольство или смущение.
Его реакция, оказывается, сильно походит на реакцию человека на такие же обстоятельства.
Это лишь один из экспериментов, который демонстрирует феномен, названный Кливом Бакстером «первичным восприятием». Бакстер в 1966 году сделал это открытие в результате ряда экспериментов с растениями и другими формами жизни. Он предполагает, что основная форма коммуникации существует среди всех форм жизни, начиная от бактерий и элементов клеток больших организмов, и, следовательно, может быть «первичной» по отношению к обычно признаваемым формам восприятия, таким как зрение или осязание.
Бакстер, приветливый и полный энтузиазма человек 85 лет, является бывшим специалистом ЦРУ по использованию детектора лжи, он занимался научным исследованием в полиграфическом сообществе, где его ценили. Он разработал «Тест Бакстера» по сравнительным зонам в конце 1950-х годов, этот метод до сих пор ещё употребляется в вооруженных силах и правительственных учреждениях для прочтения детекторов лжи. Он также руководил «Школой Бакстера» в центре города Сан-Диего, Калифорния, где обучал работе с детектором лжи в течение последних 30 лет.
Бакстер описал свои эксперименты в книге «Секретная жизнь растений», изданной в 1973 г., хотя впервые опубликовал результаты своих исследований в 1968 г. После того, как вышла «Секретная жизнь растений», Бакстер выступил в нескольких ток-шоу и других СМИ, а также на научных конференциях. Благодаря его исследованиям появились люди, общающиеся со своими растениями.
Вне растений
«Захватывающая часть всего этого, — говорит Бакстер, — началась с растений, но закончилась клетками человека. Положив клетки человека в пробирку и тестируя их на расстоянии, я обнаружил, что эти клетки настроены на донора, и это было для меня удивительно. Я думаю, что в это вовлечены все виды».
Действительно, Бакстер обнаружил, что наши клетки реагируют на наши эмоции, даже когда они находятся за пределами наших тел, на расстоянии более чем 100 миль. Когда донор испытывает эмоциональное возбуждение, происходит совместная реакция в клетках, которая проявляется посредством электричества.
«Растения были в действительности просто камнем преткновения, который позволил мне обнаружить это явление, и затем я продолжал исследовать его на всем, что, казалось, вызывало реакцию у растений, было ли это бактериями в йогурте или яйцами», — сказал он.
Бакстер обнаружил, что разбивание яйца или опускание его в кипящую воду вызывают реакцию у растений — как будто они чувствительны к соседним организмам, которым причиняется вред. В то время невозможно было бы подумать, что яйца имеют жизнь, но оказалось, что и у них есть своего рода биологическая активность.
Интересно, что он также обнаружил реакцию растений на то, что люди использовали туалет рядом с его офисом. Он выяснил, что они реагировали даже на контакт мочи с дезинфицирующим средством в писсуаре.
«Таким образом, это вывело меня на правильный путь», — говорит он, смеясь.
Бакстер продолжал изучать бактерии, считая их реакции подобными реакциям растений. Он также измерил электрическую активность яиц, обнаружив, что они также реагировали на окружающую среду. В конечном счёте, он измерил активность клеток человека — лейкоцитов.
Клив Бакстер в 2003г. издал книгу, названную «Первичное восприятие: биокоммуникация с растениями, живыми продуктами и клетками человека», которая явилась первым исчерпывающим отчётом его работы, которую он сам написал. В книге он детально описывает различные вещи, которые он контролировал — линии от растений, бактерий и яиц до животных клеток, таких как кровь от бифштекса и клеток человека.
Клив Бакстер в своей лаборатории в Сан-Диего, где он исследует первичное восприятие. Фото: Клив Бакстер
Он столкнулся с равнодушием в академическом сообществе, несмотря на то, что на многих конференциях он представил доказательства своего открытия, и что во всём мире множество различных учёных копировали его результаты. Его энтузиазм не ослабел — он человек убеждённый. Если он счёл что-то важным, то он не позволит хорошо известному консерватизму людей подавить его открытие.
«И также всё, что я сказал в книге — правдиво, — говорит он с улыбкой. — Я был очень внимателен к тому, чтобы всё в этой книге базировалось на фактах. Я не хотел, чтобы люди нашли хоть немного неточной технической информации, и затем решили бы, что остальная часть моей работы неточна».
Он также исследовал причины существования явлений. Не занимаясь теоретизированием, которое могло бы оказаться некорректным, он надеялся избежать случаев, когда люди выбрасывают его данные с его предположениями.
Потенциальные объяснения со стороны физики
Хотя Бакстер не публикует предположений относительно объяснения первичного восприятия, одно из наиболее многообещающих говорит о том, что первичное восприятие с точки зрения существующих теорий имеет отношение к явлению в квантовой физике, известному как нелокальность.
Нелокальность — это нечто предсказанное квантовой физикой, то, что Эйнштейн назвал «призрачное действие на расстоянии» — идея, что частицы могут так или иначе быть связаны друг с другом через пространство.
Было установлено в экспериментах, что когда пара фотонов (кванты света) испускаются из возбужденного атома, то когда экспериментаторы изменяют полярность одного фотона (пропуская его через своего рода фильтр), полярность другого также затрагивается, и изменение происходит за меньшее время, чем необходимо для света, чтобы пройти от одной частицы до другой.
Когда фотоны демонстрируют эти соотношения, они, как говорят, запутаны. Таким образом, можно было бы задаться вопросом, как далеко заходит нелокальность? Она существует только для мелких частиц, или большие системы также имеют возможность быть запутаны? И если бы жизненные формы могли бы быть запутаны друг с другом, на что это было бы похоже?
Если нелокальность действительно распространяется на уровень жизни и сознания, то явление, названное первичным восприятием, может быть тому доказательством: открытие Бакстера демонстрирует сигнал, на который, кажется, не влияет расстояние или появляющийся материал, который заблокировал бы электромагнитные волны.
Восприятие
Хотя у публики возник большой интерес к результатам работы Бакстера в 1970-х годах, его идеи до сих пор ещё не вдохновляют научное сообщество. Одной явной причиной была неудавшаяся попытка группы учёных скопировать первый опубликованный эксперимент Бакстера, который был описан в видном журнале Science (Наука) в 1975г.
Но, согласно Бакстеру в его книге, учёные (и другие экспериментаторы, которые попробовали повторить опыт, но потерпели неудачу) не соблюдали всех необходимых научных условий проведения опыта.
Одно особенно важное условие, обнаруженное Бакстером — нельзя смотреть на выход данных от растения (или от чего-то другого, что можно было бы контролировать), в то время как это происходит. Наблюдение этого в ходе эксперимента блокирует ответы.
При экспериментах с необычным явлением, таким как первичное восприятие, необходимо соблюдать все условия проведения и контроля, которые нашел исследователь, чтобы добиться эффекта в новой науке.
Отмечено, что биологи по растениям склонны к консерватизму, и некоторые известные учёные отвергают возможность растений демонстрировать какой-либо вид электрической деятельности, в минимальной степени имеют любые перцепционные (относящиеся к восприятию) способности.
«Когда вы разговариваете с этими людьми (скептиками), вовлечённость в проблему основательна, и это действительно служит для них проверкой, хотят ли они быть истинными учёными и исследовать проблему или они, скорее, хотят избежать её», — сказал Бакстер.
«Вы не имеете этой проблемы (решительный скептицизм) с теми, кто не стоит на позиции отстаивать объём имеющихся научных знаний», — добавил он.
Сегодня, однако, присутствие электрической деятельности у растений признаётся всё более и более. Учёные в области нейробиологии растений обнаружили, что растения подают сигналы, которые очень напоминают нейронную деятельность у животных. Однако это не те же самые сигналы, которые исследовал Бакстер.
Хотя у Бакстера нет звания доктора философии, его позиция и исследования показали, что он действует более в духе истинной науки, чем те, кто с ходу отклонил его работу.
Открытие повторили другие учёные, включая российского ученого Александра Дуброва и Марселя Фогеля, который находился в IBM во время его исследований, как сообщается в «Секретной жизни растений». Автор этой статьи также написал свою дипломную работу по этой теме, показав существенные результаты, указывающие на чувствительность растений к человеческому воздействию.
Побуждение других заняться исследованиями
Всё время Бакстер был готов помочь людям, занимающимся исследованиями самостоятельно. И, пока происходят наблюдения, эти сигналы действительно возникают — автор статьи наблюдал их непосредственно в лаборатории Бакстера в Сан-Диего и в своих собственных исследованиях, также как и на видео экспериментов, сделанных Бакстером.
«Люди, которые хотят принять участие в опытах или познакомиться с возможностью этого феноменального явления, должны сохранять его самопроизвольным», — объясняет он.
Бакстер рекомендует делать запись того, что происходит в комнате с одной и с другой камерой, уловив показания измерительного прибора: «Затем воспроизведите их, и будете изумлены, наблюдая синхронность вещей, которые происходят — пока вы сохраняете их спонтанными».
После того, как Бакстер описал первичное восприятие, он надеялся, что любопытство людей заставит их честно исследовать его: «Это должно быть хорошей подсказкой, что здесь что-то есть- их дело затем создать некий вид повторяемого эксперимента».
«Существует большой конфликт между спонтанностью и воспроизводимостью опыта», — объясняет он.
Большинство учёных подтверждает существование нового явления, пытаясь неоднократно повторить его при тех же самых условиях много раз. Но вещи, касающиеся сознания и ментальных явлений, могут не соответствовать такому подходу. Например, просто потому что кто-то не смеётся над шуткой, слыша её в четвёртый раз, нельзя считать, что шутка не забавна. Это как раз тот случай, когда явление не предоставляет собой тот особый вид воспроизводимости.
«Так или иначе, они должны добраться до сути этого, но не использовать это как предлог того, что это не может быть доказано», — говорит Бакстер.
Будущее
Прямо сейчас Бакстер ищет своего последователя, который бы нёс дальше факел исследования первичного восприятия, или, по крайней мере, помог ему в дальнейших исследованиях.
«Моя позиция теперь такова, я поддерживал экспериментальную установку здесь в течение приблизительно 27 лет, — говорит он, — но в этой стадии я не в состоянии сделать всё сам. Мне необходимо получить достаточно финансирования, чтобы иметь, по крайней мере, одного сотрудника, который может мне помочь, поэтому я должен думать об этих вещах и находить способы финансировать их, — смеётся он, — и проводить исследование и потом учитывать все последствия. Получается слишком много для одного человека».
«Я не хочу уходить. Меня просто оскорбляет мысль, что нечто столь очевидное и так легко наблюдаемое, как это, если это существует, может быть сознательно пропущено людьми, которые утверждают, что они учёные — что просто не соответствует определению того, каким должен быть учёный», заявил Бакстер.
Бакстер основал в 1965г. Backster Research Foundation Inc. — некоммерческий исследовательский фонд, чтобы финансировать свою работу. Фонд находится в хорошем состоянии, и пожертвования в него исключаются из сумм, подлежащих обложению подоходным налогом. Но за десятилетия финансирование было не слишком регулярным.
«Это очень конкурентоспособная вещь, насколько это касается денег, — объясняет он. — Я читал лекции перед множеством научных групп- важность этого исследования должна быть столь очевидной, что люди, в конце концов, спросят вас, не нуждаетесь ли вы в некоторой помощи!» — говорит он.
«Я начинаю думать, что это довольно наивно, потому что, если вы не просите деньги сами, то вы не собираетесь получать их», — говорит он. Бакстер и его издатель ищут возможность получение грантов, но это трудно без связей с академическим институтом.
Бакстер также надеялся, что он сможет помочь сделать доступными недорогое переносное устройство, которое сможет усилить эти сигналы настолько, чтобы больше людей могли провести свои собственные исследования. Он особенно надеялся, что студенты и молодые люди будут в состоянии его приобрести.
«Я думаю, что будут обнаружены многие вещи, которые они сочтут удивительными, — говорит он. — Все живые существа излучают эти очень тонкие сигналы — это микроволновые сигналы. И усиливая их, затем их сравнивая, прослеживая, скажем, или записывая на своём компьютере эти сигналы и то, что происходит в окружающей среде, я думаю, что люди сочтут это очень, очень интересным. Очень удивительно, что может быть бесконечное число причин и следствий ситуации- здесь вы видите огромные реакции и когда вы увидите то, что действительно вызвало их — вы будете поражены».
Сайт Исследовательского фонда Бакстера — primaryperception.com