Мозг птиц определяет мелкие вокальные ошибки, но не воспринимает крупных
Птицы учатся пению с голоса: птенец прислушивается к старшим и пытается повторить их рулады. Точно так же, к слову, поступают и дети: слушая речь взрослых, они воспроизводят те же звуки. Поначалу и у птенцов, и у детей это получается не очень хорошо: звуки, которые они издают, далеки от организации и сильно разнятся с оригиналом. Со временем, однако, ошибки исправляются, и речь — или пение — начинает звучать более стройно.
При этом было замечено, что крупные ошибки в произношении остаются у взрослых надолго. Существует гипотеза, согласно которой мозг по мере взросления уделяет больше внимания мелким ошибкам, а крупные погрешности вокализации остаются за пределами его внимания. Чтобы проверить это, исследователи из Университета Эмори и Калифорнийского университета в Сан-Франциско (оба — США) поставили остроумный эксперимент. Они разработали специальные наушники, которые можно было надеть птице на голову. Этими наушниками снабдили японских амадин. Поющая птица (а пела она в микрофон) слышала свой голос через эти наушники. Но исследователи могли по своему усмотрению вносить изменения в звуки, которые слышала птица.
Японская амадина с новомодными исследовательскими наушниками (фото Samuel J. Sober / Emory University).
Как пишут авторы работы на страницах PNAS, если отклонения от правильного звучания были небольшими, птица старалась исправиться. Если же ошибки разрастались, амадина всё слабее усердствовала в их ликвидации — и с какого-то момента вообще переставала обращать внимание на неточность в звуке. Учёным удалось построить математическую модель, которая наглядно показывала, до какого уровня ошибки птичий мозг ещё согласен учиться и исправлять голос.
Обучение правильному произношению происходит при сравнении идеального образца с собственными звуками. Однако обычно птицы (да и мы тоже) слышим не только свой голос, но и какие-то шумы. И мозг должен решить, что является шумом, а что — ошибкой, которую надо поправить. По словам исследователей, слишком большая ошибка в песне воспринимается мозгом как посторонняя помеха, которая не заслуживает внимания. Авторы работы не исключают, что так же действует и человеческий мозг и что многие аномалии речи возникают из-за такого неправильного представления мозга о собственных ошибках.