В уникальной популяции шимпанзе среди самок устоялась мода на копья
В 2007 году антрополог Джилл Прюц (Jill Pruetz) из Университета Айовы, США, и её команда впервые опубликовали данные, говорящие о том, что шимпанзе используют "оружие" при охоте. Учёные изучали обезьян, которые обитают в юго-восточном Сенегале в месте под названием Фонголи (Fongoli). Использование "оружия", а не просто инструментов, шимпанзе уже само по себе серьёзное открытие, но ещё более неожиданным было сообщение авторов о том, что им пользуются преимущественно самки.
На фотографиях отражён эпизод охоты самца шимпанзе на галаго с помощью его примитивно обработанного оружия. За ходом поимки наблюдает самец-подросток (фото BBC/Royal Society Open Science).
Многие специалисты обрушились тогда с жёсткой критикой на авторов исследования. Среди прочего сомнения вызывал небольшой размер выборки особей. Кроме этого и сама формулировка открытия смущала зоологов, то есть не все учёные были уверены, что речь в данном случае идёт именно об охоте, а не о собирательстве (но об этом чуть позже).
Для доктора Прюц критика стала лишь поводом продолжить свои наблюдения в поисках новых доказательств теории.
За прошедшие 7 лет профессор и её команда собрали документальные подтверждения 308 эпизодов использования обезьянами примитивного "оружия" в процессе охоты. И новые данные, которые были опубликованы исследователями в статье в издании Royal Society Open Science, вновь подтверждают, что самки чаще пользуются им при поимке добычи, чем самцы.
Основным источником белка для шимпанзе в этой части Африки служат сенегальские галаго – мелкие приматы с огромными глазами, которые часто селятся в дуплах деревьев. Для охоты на них обезьяны используют своеобразные примитивные копья, которые представляют собой прямые ветви деревьев длиной около 75 сантиметров, освобождённые от мелких веток, листьев и (тонкого конца), а иногда и заострённые зубами шимпанзе.
Такое "оружие" не даёт возможности убить добычу одним метким ударом, но с его помощью можно нанести серьёзную травму жертве, чтобы впоследствии её было значительно легче поймать.
Как правило, основу охотничьей группы шимпанзе составляли взрослые самцы, которых около 60%. В ходе наблюдений они обычно хватали добычу руками. Исследователи зафиксировали случаи использования оружия, как самцами, так и самками, но большая часть успешных исходов (около 60%) приходилась именно на долю слабого пола.
"Довольно часто мы видели ситуацию, когда в охоте принимают участие самец и самка, — рассказывает профессор Прюц в пресс-релизе университета Айовы. — Самка наносит удар "копьём" внутрь дупла, где притаился зверёк, а самец ловит его, когда он пытается убежать".
Доктор Прюц убеждена, что описанное поведение шимпанзе – это именно охота, причём очень изобретательная для животного мира. Частые вопросы на эту тему связаны с устоявшимися стереотипами по поводу образа жизни обезьян. В частности известны случаи ловли муравьёв шимпанзе с помощью палки. Этим приёмом, кстати, пользуются тоже в основном самки. Но в этом случае речь идёт именно о собирательстве, ведь насекомые заползают на палку и не пытаются спастись с неё бегством, в отличие от охоты на галаго.
Учёные отмечают, что шимпанзе из Фонголи демонстрируют принципиально новый стиль поведения среди представителей своего вида. Более того, эти животные – единственные представители нечеловеческой популяции, которые последовательно охотятся с "оружием" в руках.
Исследователи полагают, что описанные привычки могут быть свидетельством некоторой развитой социальной терпимости именно в этой популяции. Согласно наблюдениям, когда самка и самец низкого ранга захватывают добычу, они её съедают. В других популяциях чаще можно встретить ситуацию, когда доминирующий самец отбирает пищу, такой исход наверняка лишил бы самок из Фонголи мотивации к участию в охоте.
На основе своих наблюдений исследователи выдвигают смелое предположение о том, что, возможно, описанное у уникальной популяции шимпанзе поведение могло быть свойственно и ранним людям.
Как знать, может быть, и среди них женщины чаще брались за "оружие", чем мужчины. Но здесь другие специалисты призывают не строить воздушных замков, ведь найти археологические подтверждения такой теории, скорее всего, никогда не удастся.