При переносе больших грузов муравьи полагаются на обоняние товарищей
Чтобы доставить добычу в муравейник, муравьи прокладывают к ней запаховый маршрут, предназначенный для тех, кто может помочь.
Pheidole oxyops, собравшиеся для перетаскивания крупной добычи (фото авторов работы).
Среди живых организмов немногие способны формировать команды, чтобы выполнить какую-то работу, непосильную для одной особи. Муравьи в этом смысле демонстрируют выдающиеся примеры: эти насекомые могут звать на помощь товарищей, чтобы те посодействовали в перетаскивании особо большой добычи. Ни одно животное (если не считать человека) не способно, так сказать, к коллективной организации грузоподъёмных усилий, но и среди муравьёв есть те, кто продвинулся в этом дальше остальных.
Муравьи, как и вообще насекомые, для общения пользуются феромонами. Зоологи из Университета Сассекса (Великобритания) долгое время наблюдали за бразильскими муравьями Pheidole oxyops и выяснили, как феромоны помогают им организовываться для перетаскивания тяжёлых грузов.
Когда рабочий P. oxyops находит вкусную добычу, которую он не сможет утащить в одиночку, он бежит обратно в муравейник, по дороге оставляя химические метки. Сила феромонного следа столь велика, что спустя пару секунд по направлению к месту, где лежит неподъёмный груз, устремляется группа помощников. Главную роль тут играет не личная передача информации от особи к особи: один муравей не смог бы так быстро оповестить толпу товарищей. Секрет — в специальном запахе, который сообщает о «крупнотоннажной» добыче.
На запах сбегаются не только муравьи из муравейника, к добыче бегут все, кто оказался в пределах его досягаемости. Действует феромон недолго, всего шесть минут. Это нужно, во-первых, для того, чтобы не беспокоить других, после того как добычу унесли, а во-вторых, чтобы не привлекать внимания конкурентов. Тем не менее, как пишут исследователи в журнале Behavioural Ecology and Sociobiology, такая система организации труда делает бразильских P. oxyops едва ли не самыми умелыми и быстрыми «грузчиками» среди муравьёв, которым не составляет труда преодолеть с огромной добычей восьмиметровый путь до муравейника.