Лхаса-апсо (lhasa apso) - собака обеденный вздыхатель
Разведение императорского любимца - карликовой собачки Лхасского апсо (Lhasa Apso) - было предметом царских привилегий и для посторонних лиц строго запрещенным и недоступным. Когда и как был выведен лхасский апсо - неизвестно. Жизнь и традиции старинной императорской династии не предоставляют возможность получить какое-либо представление. Поэтому о происхождении лхасского апсо рассказываются только сказки и легенды. За пределами китайской империи у нас о дворцовой собаке(другое название лхасского апсо) существуют лишь смутные представления (от него отличается сог-ши-тсу, китайская львиная собака, маленькая собачка, как предполагается тибетского происхождения, которая также жила долгое время в царских хоромах. Его длинную шерсть стригли таким образом, чтобы собачка была возможно больше похожа на льва с гривой).
Только европейские корпуса интервентов, которые в 1860 году проникли в летний императорский дворец в Пекине, захватили для Европы этот оригинальный трофей - лхасского апсо. В частности в Англии начали вскоре в широком масштабе разводить эту породу. Таким образом бывший императорский любимец вскоре стал популярной и излюбленной комнатно-декоративной собакой.
Апсо в переводе с тибетского означает собака-часовой с рычанием льва. Сторож, лев, лай, коза, – названия лхасского апсо на родине, в Тибете.
Лхасского апсо в древности называли: &ldquo-Памятник мира и благополучия&rdquo-. Сейчас его называют: &ldquo-Собака-сейсмограф&rdquo-, т. к. эти собаки славятся тем, что лаем и беспокойным поведением предупреждают о стихийных бедствиях, таких как землетрясения и лавины.
У лхасского апсо, кроме его многочисленных прозвищ, которые давали ему как путешественники, так и сами тибетцы, было и еще одно любопытное прозвище – &ldquo-Обеденный воздыхатель&rdquo-.
Прозвали его так сами монахи, которые, заботясь о собственном желудке, долго и упорно учили собачек&hellip- громко вздыхать. &ldquo-Сам о себе не позаботишься, позаботится о тебе только Будда&rdquo-, – говорили они, отправляясь из монастырей в мир с проповедями и за подаянием. Миряне, жившие в достаточном отдалении от монастырей, как правило, принимали монахов довольно сдержанно, считая их попрошайками и бездельниками, и не спешили наполнить их сумы подаянием, а уж тем более предложить обед. Вместо этого, они предпочитали попросту побеседовать о волновавших их религиозных вопросах, а после этого вежливо проводить &ldquo-святого человека&rdquo- до дверей.
Видя, что дело оборачивается не так как должно, монах, не прерывая разговора, извлекал из сумы собачку и выпускал побегать по дому. Несмотря на свое сдержанное отношение к монахам, миряне с большой симпатией относились к &ldquo-маленьким Буддам&rdquo-, как они ласково называли собачек. Обратив внимание на горестные вздохи, которые начинала издавать собачка по незаметному сигналу хозяина, хозяин не мог удержаться от вопроса, что же такое твориться с собакой. Получив ответ, что пост &ldquo-маленького Будды&rdquo- тянется уже слишком долго и он беспокоится о подаянии, ему волей неволей приходилось кроме собаки кормить и монаха, а кроме того, дать ему что- нибудь и в дорогу. Только очень черствый человек мог спокойно слушать горестные вздохи собаки и отпустить ее вместе с хозяином в дорогу голодной.
Стандарт